Домой Новости Что не так с обновленной версией закона Минфина о криптовалюте?

Что не так с обновленной версией закона Минфина о криптовалюте?

105
0

Новая версия законопроекта Минфина «О цифровой валюте», который описывает регулирование крипторынка, усиливает запреты, содержащиеся в законе «О цифровых финансовых активах», предупредил член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Роман Янковский.

В оказавшемся в распоряжении «РБК-Крипто» документе отсутствуют страницы 3 и 18. Из остальных следует, что законопроектом:

— подтверждается запрет на оплату криптовалютой товаров, работ и услуг;

— запрещается обмен криптовалюты за пределами лицензированных обменников;

— запрещается использование несертифицированных криптокошельков. Порядок сертификации кошельков определяется правительством;

— запрещаются транзакции, не разрешенные законом — например, обмен криптовалюты физлицами, переводы с использованием холодных кошельков и т.п.

Янковский отметил, что цифровая валюта, описанная в законопроекте, не включает стейблкойны — только «классические» необеспеченные криптовалюты. Документ «достаточно детально» описывает майнинг и по сути выводит этот бизнес из тени, утверждает эксперт.

Законопроект также предусматривает введение новых лицензий оператора обмена цифровой валюты и оператора цифровой торговой платформы. Эти лицензии в первую очередь постараются получить те компании, которые уже располагают лицензиями оператора обмена цифровых финансовых активов и оператором инвестиционных платформ, чтобы иметь возможность торговать всеми типами токенов и обменивать их на криптовалюту, уверен юрист.

Иностранные биржи гипотетически могут зарегистрироваться и получить лицензию в России, но это будет непросто — нужно открыть счет в российском банке для денег россиян, вести учет торгов по российским правилам и т.п. Все данные об операциях с криптовалютами на лицензированных платформах будут передаваться в ФНС, с них будет необходимо платить все налоги. Как именно рассчитывать и платить — пока неясно. Для этого потребуется отдельный закон, считает Янковский.

Пока не определены санкции за нарушение закона, отметил специалист. Он объяснил, что с 2014 года в России введены ограничения и запреты на криптовалюту, но до сих пор не установлены санкции за их нарушение. Это и определяет «серую зону» криптовалюты.

Новая доработанная редакция законопроекта о регулировании оборота цифровых валют возникла под давлением ЦБ РФ, уверен эксперт Moscow Digital School Ефим Казанцев.

«Банк России применил свою излюбленную тактику — раз не дали совсем запретить, значит надо зарегулировать так, чтобы никому неповадно было криптовалютой заниматься. Выдумывать особо ничего не стали, а просто применили ту же схему, которая была закреплена в законе о цифровых финансовых активах — любые действия с криптовалютой будут жестко контролироваться», — подчеркнул Казанцев. Он назвал текущую версию законопроекта «шагом назад».

Обновленный законопроект в принципе не является дружелюбным ни по отношению к пользователям, ни по отношению к бизнесу, считает партнер, руководитель практики FinTech & Crypto юридической фирмы DRC Михаил Быстров. Он уверен, что российский криптобизнес в целом опять получил не то, на что рассчитывал, поэтому законопроект только приближает отток криптокапитала из России.

Быстров обратил внимание на положения, связанные с профессиональными приобретателями цифровых валют, требования к операторам обмена цифровых валют и операторам торговой платформы, а также на обязательную сертификацию электронных кошельков.

Касаемо «профессиональных приобретателей», к ним отнесены физические лица, признанные таковыми оператором торговой платформы или обмена цифровой валюты, при этом порядок отнесения к таким лицам пользователей должен устанавливаться правительством России. Требования эти до сих пор неясны, и операторы будут вдобавок обязаны вести реестр таких лиц, а порядок его ведения будет также определяться правительством.

«Здесь видны как возможности коррупционных злоупотреблений со стороны операторов, которые могут признавать лиц профприобретателями «за мзду», так и со стороны государства, которое сможет обращать слишком пристальное внимание на таких профприобретателей «из реестра». Наконец, приобретатели по российскому праву у нас бывают добросовестные и недобросовестные, и подобная новелла с «профессиональными приобретателями» выглядит как минимум нелепо», — считает Быстров.

Он добавил, что требования к операторам делают выход на рынок для подавляющего большинства игроков как минимум бессмысленным и сверхзатратным. Соблюсти эти требования получится только «избранным» компаниям, это видно невооруженным глазом, считает специалист. По его словам, тут вновь возникает коррупционная составляющая, из-за которой регуляторы смогут «закрывать глаза» на несоответствие этим требованиям.

Эксперт также обратил внимание на сертификацию электронных кошельков цифровых валют. Хотя порядок сертификации будет определяться правительством, такие кошельки — включая «холодные» — с высокой долей вероятности будут признаны «средствами криптографической защиты информации», а лицензированием и сертификацией подобных СКЗИ в России занимаются ФСБ и ФСТЭК. Поэтому совершенно правы те из коллег, кто отмечает, что на подобную сертификацию вряд ли кто-то пойдет, подчеркнул Быстров.

В поддержку законопроекта выступил CEO сервиса Bitnalog Дмитрий Мачихин. Он назвал законопроект логичным отражением тех процессов, что происходят в сфере регулирования криптовалют.

«Новая версия законопроекта сильно напрашивалась, первая была слишком «сырая». Однако и тут многие изменения имеют скорее «косметический» характер», — считает Мачихин.

Эксперт увидел прогресс и развитие в документе. Однако подчеркнул, что это пока не то, что должно быть в финальной версии. Мачихин предположил, что законопроект будет меняться со временем и становится еще более точным в формулировках.

Источник