Домой Статьи Виртуальная реальность и дополненная реальность: сходства и различия

Виртуальная реальность и дополненная реальность: сходства и различия

66
0

Виртуальная реальность и дополненная реальность: сходства и различия

Технологии виртуальной и дополненной реальности становятся все более актуальными по мере того, как метавселенные отвоевывают жизненное пространство у материального мира. Тем более удивительно, что мало кто знает, что представляют собой эти виды «нереальной реальности» и чем они отличаются друг от друга.

Что такое дополненная реальность?

Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) — это технология, которая расширяет восприятие пользователя и обогащает его представление о реальном мире с помощью цифровой информации через добавление изображений, звука, видео и других виртуальных деталей.

Чаще всего для создания дополненной реальности не требуется специального оборудования, поскольку она генерируется обычными устройствами, в основном, смартфонами. Виртуальные трехмерные (3D) объекты накладываются системой дополненной реальности на объекты реального мира в режиме реального времени на основе их геометрических соотношений, при этом система сама вычисляет их положение и ориентацию в пространстве.

Технология AR обычно дополняется технологиями мобильных телефонов, такими как GPS, 3G, 4G и дистанционное зондирование. Комбинированное изображение обычно проецируется на мобильные экраны, очки дополненной реальности и другие устройства.

Примерами систем дополненной реальности являются приложения для оформления интерьера, например, IKEA, а также виртуальные игры, такие как Pokemon Go. Кроме того, AR широко используется в маркетинге и в медицинских приложениях.

Что такое виртуальная реальность?

Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) — это технология, которая использует цифровые 3D-изображения и видео для создания у пользователей впечатлений, близких к восприятию реальности.

Цель виртуальной реальности — создать иллюзию погружения в цифровую трехмерную среду, обладающую масштабами, близкими к материальному миру. Для создания 3D-изображений и видеороликов, воспроизводящих реальный или воображаемый мир, системы виртуальной реальности используют искусственный интеллект и продвинутую графику, которые способны добавить глубину, изменить масштаб и расстояние между статическими двумерными (2D) изображениями. Это позволяет заменить реальность на имитированный мир, создавая эффект погружения, благодаря которому пользователь чувствует себя частью сгенерированного компьютером окружающего пространства.

Чтобы исследовать 3D-среду и управлять ею, пользователи используют компьютеры и сенсорные устройства, в частности гарнитуры виртуальной реальности и перчатки. Благодаря специальным линзам в гарнитуре виртуальной реальности и контроллерам, оснащенным датчиками, пользователи могут просматривать виртуальный контент и взаимодействовать с ним естественным образом, как в реальном мире.

Примеры виртуальной реальности включают в себя развлекательные приложения, такие как видеоигры, а также образовательные и бизнес-приложения, которые часто используются для проведения виртуальных встреч.

Дополненная реальность и виртуальная реальность: различия

Хотя и AR, и VR предназначены для того, чтобы дать пользователям возможность получать смоделированный компьютерный 3D-опыт, каждая технология уникальна и включает в себя различные варианты использования.

Важное различие между этими технологиями заключается в том, что VR пытается заменить реальный мир вплоть до полного погружения, в то время как AR добавляет виртуальные объекты, проецируя цифровую информацию поверх окружающего пространства, которое пользователи видят в реальном мире.

Кроме того, поскольку VR стремится к полному погружению, устройства требуют отключения пользователей от реальности, блокируя их поле зрения, чтобы вместо этого показывать VR-контент. Вот почему виртуальную реальность лучше всего познавать с помощью специального оборудования — виртуальной гарнитуры и перчаток. В то же время, можно запросто использовать AR даже в двумерных средах, например, на смартфоне.

Преимущества и недостатки дополненной реальности

Одним из основных преимуществ AR является является возможность использования этой технологии для образования. AR обладает потенциалом для повышения знаний и осведомленности пользователей, расширяя их опыт. Благодаря технологии дополненной реальности пользователи могут обмениваться информацией с другими людьми в режиме реального времени на больших расстояниях.

Среди других преимуществ AR — простота использования приложений, поскольку системы дополненной реальности меньше зависят от возможностей устройства. AR предоставляет больше свободы пользователям смартфонов и больше возможностей разработчикам и маркетологам AR, поскольку нет необходимости в головном дисплее.

Пользователям просто нужно навести камеру на объект, и приложение AR покажет, что оно делает с этим конкретным объектом. Тем не менее, для создания объектов с высоким разрешением и реалистичностью по-прежнему требуется высокая пропускная способность каналов связи.

Кроме того, большим преимуществом AR является то, что теперь она используется в самых разных областях, таких как игры, маркетинг, образование и здравоохранение, а также имеет множество приложений для обучения, навигации, дизайна и развлечений (Snapchat, Google Lens, IKEA Place и так далее).

Основным недостатком AR остается недостаточная конфиденциальность и безопасность технологии. Кроме того, остается невысоким уровень ее внедрения и применения в повседневной жизни пользователей. Технические ограничения систем 3D-визуализации в режиме реального времени замедляют распространение технологии AR. Остаются сложными и дорогими разработка, внедрение и поддержка проектов.

Кроме того, чрезмерное взаимодействие с AR может вызвать проблемы со здоровьем. Слишком частое и интенсивное времяпрепровождение в AR может привести к нарушению зрения, ожирению и психическим расстройствам.

Преимущества и недостатки виртуальной реальности

Прежде всего, VR позволяет создать реалистичный мир, дающий пользователям возможность исследовать интерактивную окружающую среду и экспериментировать с ней. Виртуальная реальность производит более глубокое впечатление по сравнению с AR с точки зрения погружения и ощущения виртуального присутствия. Это дает пользователям, играющим в игры или смотрящим видео, впечатление, что они действительно находятся в другом мире.

Кроме того, VR облегчает обучение, включая практические занятия, делает их проще, безопаснее и комфортнее для пользователей. Возможность проведения тренировок и отработки потенциально опасных реальных операций, таких как хирургическое вмешательство, полет на самолете или боевые действия, без какого-либо риска путем их моделирования является одним из важных преимуществ технологии.

С другой стороны, обучение в виртуальной среде никогда не дает того же результата, что практика и работа в реальном мире, и это один из существенных недостатков VR. Если пользователь хорошо справляется с моделируемыми задачами в сгенерированной 3D-среде виртуальной реальности, это не дает гарантии, что он будет выполнять те же задачи так же хорошо в реальном мире.

Кроме того, высокая стоимость систем виртуальной реальности препятствует их рутинному использованию. Цены постепенно снижаются, однако VR сих пор не получила широкого распространения.

Возможны также и проблемы со здоровьем. У некоторых пользователей возникают преходящие побочные эффекты, такие как ухудшение зрения, головная боль и тошнота.

Еще одна проблема — это опасность эскапизма, который стал обычным явлением среди пользователей VR, предпочитающих жить в виртуальной среде вместо того, чтобы иметь дело с реальным миром. VR вызывает больше положительных эмоций по сравнению с реальностью, что в конечном итоге приводит некоторых пользователей к изоляции и отшельничеству.

Что такое смешанная реальность?

Термин смешанная реальность (Mixed Reality, MR) относится к гибриду AR и VR, слиянию виртуального и физического миров для создания новой среды, в которой в режиме реального времени возможно взаимодействие между виртуальными и физическими объектами.

В отличие от систем VR, которые полностью погружают пользователей в виртуальную среду, и от дополненной реальности, которая накладывает цифровой контент поверх реального мира, не принимая во внимание его уникальную и динамичную структуру, системы MR постоянно собирают новую информацию об окружающей среде и о том, что в ней происходит. MR объединяет виртуальный и физический миры так, что они переплетаются.

MR — это быстро развивающаяся область. Ряд приложений MR используется в сфере развлечений, образования, дизайна, здравоохранения, военной подготовки, маркетинга и удаленной работы — этот список растет.

Роль виртуальной реальности и дополненной реальности в метавселенных

Метавселенная представляет собой к моделируемую цифровую среду, которая сочетает в себе множество элементов различных технологий, включая AR, VR, MR и блокчейн, а также концепцию социальных сетей для создания интерактивного пространства, имитирующего реальный мир.

Метавселенные должны изменить способ взаимодействия людей друг с другом, соединив виртуальный и физический миры в общее виртуальное трехмерное пространство, обладающее онлайн-инфраструктурой, где в реальном времени происходят события, и которое постоянно меняется под влиянием населяющих его обитателей.

Реальное и виртуальное объединяются в метавселенной с использованием технологий AR и VR, играющих ключевую роль в формировании нового мира.

VR является неотъемлемым компонентом экосистемы метавселенной, который предоставляет пользователям возможность испытать захватывающие приключения в динамичной виртуальной 3D-среде. Вообще метавселенная — это то, во что пользователи могут погрузиться (через VR), плюс то, что они могут привнести в свою реальность (через AR).

В последнее время концепция метавселенной стала одной из самых популярных тенденций в технологической сфере, особенно после объявления Facebook о ребрендинге в Meta*, а также после того, как гиганты вроде Microsoft, Google и Sony начали создавать свои уникальные платформы цифровых миров и инвестировать в них.

В настоящее время существует множество метавселенных, например, популярный виртуальный мир Decentraland (MANA), вдохновленная покемонами игра-метавселенная Axie Infinity (AXS), цифровая игровая платформа The Sandbox (SAND) и динамично развивающаяся вселенная DEXART (NEAR).

* Деятельность Meta признана экстремистской, запрещена на территории России по решению Тверского суда Москвы от 21.03.2022.


Канал Anton Elston — это актуальная информация об IT, блокчейне, NFT и онлайн-образовании. Здесь рождается метавселенная DEXART

Источник